Чтение этой стати будет интересным, полезным и приятным времяпровождением. Обещаю :)
Несколько слов, прежде чем начать. Во-первых, хочу сказать вам огромное спасибо за большое количество отзывов и вопросов! Ваша обратная связь неоценима. Она дала возможность понять как подать материал наиболее доступным и понятным для вас способом.
Во-вторых, хочу ободрить всех, у кого не получилось найти свои таланты. Не расстраивайтесь, сейчас всё станет на свои места!
Вы готовы? Тогда начнём.
“Очень Важные Объяснения”
Для успешного поиска ваших талантов, сперва разберёмся с терминами. Итак, у нас есть два основных понятия: талант и мечта. В чём их сходства и в чём их различия?Начнём с мечты. На первых шагах Анализа Предназначения Человека мы выписывали список заветных желаний. Как вы помните, мечты делились на две категории: иметь и быть. Для поиска талантов нам были необходимы мечты из категории “быть”, а всё остальное отбрасывалось.
Чтобы внести полную ясность, давайте категорию “быть” переименуем в “быть и делать”, поскольку это неразделимые понятия. Например, если человек мечтает быть сценаристом, то это автоматически подразумевает, что он будет придумывать истории и писать сценарии. А если человек хочет быть художником, значит, ему придётся брать кисти, макать их в краски и рисовать на холсте. Это очевидно.
Поэтому в каждой мечте из категории “быть” автоматически заложена информация о том, что при этом нужно делать. Это важный момент для дальнейшего понимания термина “талант”.
Так уж вышло, что многие подумали, будто задача АПЧ заключается в том, чтобы помочь человеку вспомнить свои мечты, выбрать одну из них и воплотить в реальность. Это не так. Техника анализа предназначения призвана определить таланты, которые лежат в основе мечтаний.
Так что же такое талант? Википедия определяет этот термин так:
“Талант — это присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта”.Предполагаю, вы уже догадались, что мы ищем не мечты, а врождённые способности и умения, которые заложены в их основе. Это и есть главная задача техники! Окей, движемся дальше.
“Конфеты в студию!”
Перед вами ваша любимая конфета. Она лежит на столе — рукой подать. Видите красивую обёртку с названием конфеты? Хорошо. Теперь представьте, что обёртка — это мечта из категории “быть и делать”, а конфета внутри — ваш талант.Когда вы разворачиваете конфету и кладёте в рот, то первое, на что обращаете внимание, это её вкусовые качества. Какие ещё есть особенности у конфеты? Она может таять во рту. Её можно жевать или медленно рассасывать. Может быть, она приятно лопается маленькими пузырёчками на языке? Тоже неплохой вариант :)
Итак, каждая конфета имеет свои вкусовые качества и особенности. В этом и заключается уникальность данной конфеты. Точно так же и талант человека является совокупностью определённых качеств и врождённых умений.
Для наглядности конфетной метафоры, позвольте остановиться на одной из самых распространённых начинок — на конфете “Барбарис”. Когда я поискал в гугле, меня поразило разнообразие обёрток для одной и той же конфеты!
Начинка одна, а обёрток много! Талант один, а мечтаний из категории “быть” много. Одну и ту же конфету можно завернуть в разные обёртки. Один и тот же талант можно реализовать в самых разных направлениях, которые не связанны между собой.
Вуаля! Я так объяснил, что самому стало понятно :) Шучу. Ладно, поехали дальше. Нам ещё предстоит разобрать конкретные примеры, чтобы стало понятно как эта метафора связанна с реальной жизнью. Выдумывать ничего не стану, возьму примеры из ваших писем.
“Письма в редакцию”
Недавно к нам в редакцию пришло письмо от хорошей девочки Нади. Она перешла в 11-й класс и сейчас для неё очень актуален вопрос дальнейшего определения по жизни. Очень похвально, что она думает об этом впрок! И вот что она пишет (сокращённый вариант):“Иван, я никак не могу проделать до конца Анализ Предназначения Человека. Сейчас для меня, как Вы поняли, эта проблема является очень важной. Запнулась на 6 пункте, группировка качеств.
Вот мои мечты за всю недолгую жизнь:
- стать дизайнером или модельером (это было давно, у меня даже тетрадка была, где я рисовала свои смешные наряды);
- открыть своё дело (тоже давно, скорее свою фирму одежды);
- работать в NASA, изучать космос (смешно, я знаю). Но, для того, чтобы работать в NASA, у меня нет способностей к физике. Я больше гуманитарный человек;
- стать фотографом (я даже не пробовала фотографировать, плюс самый лучший фотоаппарат, который был у меня – 6 мегапикселей :) Не представляю себя фотографом, но мне интересно смотреть на фото и работать в фотошопе;
- стать режиссёром (ставить мюзиклы);
- работать в области рекламы;
- танцевать профессионально;
Всё что я написала вроде мечты, а вроде бы и нет. Не знаю, как объяснить. Я, наверное, просто не нашла ещё то, что мне действительно интересно”.
Такое вот письмо. Когда я его прочитал, то сразу заметил три конфеты, завёрнутые в разные фантики: одна очень явная и прячется под пятью обёртками, а ещё есть две по-меньше.
С одной стороны, действительно, профессии разные. Если пойдёшь в одну область, то автоматически отменяется достижение другой. Более того, объединить их в одну профессию никак не получится. Или получится? Посмотрим.
Сейчас наша первостепенная задача — обнаружить таланты.
“Как делать группировку качеств?”
Вообще, цель группировки — сложить барбариски с разными обёртками в одну стопочку, а конфеты “Дед Мороз” в другую. Для этого мы будем разворачивать каждую конфету, и пробовать её на вкус. Только так мы сможем понять, под какими обёртками прячутся одинаковые по вкусу конфеты.Что для этого можно сделать?
Для каждой мечты из категории “быть и делать” мы будем задавать несколько уточняющих вопросов. Эти вопросы помогут нам узнать, какие качества, способности и умения использует человек, чтобы выполнять определённые действия, связанные с мечтой. Вот эти вопросы:
- Какие действия выполняются?
- С какого типа информацией работает человек в этот момент?
- Какие умения и навыки для этого требуются?
- Какими способностями нужно обладать, чтобы эти действия легко давались?
Пункт №1. Стать дизайнером или модельером.
Какие действия будет выполнять Надя, если вдруг станет дизайнером одежды? Наверное, она будет рисовать эскизы одежды, подбирать к ним ткань и фурнитуру. Затем передавать свои чертежи мастерам. Эту работу можно делать как на компьютере, так и на бумаге. Понятное дело, ей придётся заранее обучиться всему этому.
С какого типа информацией будет работать Надя? Подозреваю, что это будет образная информация, то есть мозг будет оперировать большим объёмом картинок. Она уже сказала в письме, что является гуманитарием. Значит, всё сходится.
Какие умения и навыки для этого требуются? Чтобы создавать одежду, ей понадобится не только оперировать картинками, но и компоновать их вместе, менять цвета, а так же, оценивать эстетичность конечного результата. Не у всех к этому есть способности, кстати.
Какими способностями нужно обладать, чтобы эти действия легко давались? Для этого нужно иметь творческие способности, связанные с визуальной информацией. Более подробный ответ нам пока не нужен.
Пункт №2. Открыть своё дело – фирму одежды.
Скажите мне, может ли дизайнер одежды, который стал профи в своём деле, открыть собственную фирму одежды? Конечно, может. Если есть административно-организаторские качества, то почему бы и не да? Но обязательно ли их иметь на самом деле? Если этих качеств нет, то всегда можно привлечь людей и делегировать полномочия. Один будет директором фирмы, другой бухгалтером, третий начальником мастеров по пошиву одежды. А Надя будет хозяином фирмы.
Насчёт того, есть ли у Нади качества организатора, я не берусь судить. Для этого нужен более детальный анализ. Но, в целом, при наличии всех качеств из первого пункта, вероятность что у неё получится очень большая.
Пункт №3. Работать в NASA, изучать космос.
Тут мне сложно что-то сказать. Все четыре вопроса нужно бы задать Наде. Я не знаю, как именно она представляла себе изучение космоса. Ясно одно — для этого нужно стремление познавать, стремление быть исследователем.
По дате рождения Надежды я посмотрел её карту в системе Human Design. Скажу только, что качество исследователя-первооткрывателя у неё есть. Причем, ярко выраженное. Она действительно способна делать открытия в самых разных областях.
Как оказалось немного позже, Надя действительно испытывает интерес к информации самого разного плана (ответила мне на письмо, перед тем, как я решил выложить статью на сайте).
Пункт №4. Стать фотографом. Работать с фотографиями в фотошопе.
Какие действия выполняются? Запущен фотошоп, открыта фотография. Идёт работа с насыщенностью цветов, с чёткостью изображения, местами делается ретуширование и так далее.
С какого типа информацией работает человек в этот момент? Вы уже видите связь с первым пунктом? ;) Я даже могу продублировать всё, что уже сказал раньше: это будет работа с образной информацией. А именно с картинками.
Какие умения и навыки для этого требуются? Умение видеть особый ракурс для фотографии. Умение компоновать картинки. Умение видеть цвета и подбирать их насыщенность. Умение оценивать эстетичность конечного результата. Плюс нужны навыки работы с программой, которые получить не так и сложно.
Какими способностями нужно обладать, чтобы эти действия легко давались? Повторюсь: для этого нужно иметь творческие способности, связанные с визуальной информацией.
Пункт №5. Стать режиссёром. Снимать мюзиклы.
Какие действия выполняются? Если я правильно понимаю, режиссёр выбирает правильный ракурс камеры (не напоминает ли вам желание стать фотографом?) и её движения внутри сцены. Режиссёр должен передать своё видение уже написанного сценария.
С какого типа информацией работает человек в этот момент? Вы уже догадались, наверное :) Верно. Режиссёр работает с образной информацией — с картинками. Конечно, тут тоже есть свои нюансы, но принцип тот же.
Кстати, режиссёр, помимо прочего, взаимодействует с дизайнерами костюмов. Он может давать им своё видение, чтобы они реализовали его.
Какие умения и навыки для этого требуются? Умение видеть удачные ракурсы, которые будут передавать атмосферу событий. Умение “видеть” удачные перемещения камеры, приближение, отдаление и т.д. А все остальные технические навыки можно получить в профессиональном училище.
Какими способностями нужно обладать, чтобы эти действия легко давались? Упрощённо говоря, это способности, которые связанны с творческой обработкой движущейся визуальной информации. Опять двадцать пять :)
Пункт №6. Работать в области рекламы.
Тут тоже не совсем ясно. В качестве кого работать в области рекламы? Ведь в рекламе можно работать как в роли составителя продающих текстов и заголовков, так и в роли дизайнера макетов или даже PR-менеджера. Поэтому давайте пропустим этот пункт за неимением каких-либо стабильных данных.
Или все-таки предположим, что она хотела придумывать как будет выглядеть реклама? ;) Ладно, проехали.
Пункт №7. Профессионально танцевать.
Я не смотрел мюзиклы, но, по-моему, там тоже танцуют. Я не ошибся? А танцуют в костюмах? Конечно. А режиссёр это всё снимает, указывая кому как танцевать и какие костюмы носить? Точно. И, наверное, режиссёр потом взаимодействует с теми, кто заснятое видео обрабатывают на компьютере. И это будет уже не Photoshop, а тот же Adobe After Effects. И программы эти очень похожи.
Какие действия выполняются? Тут все очевидно. Танцы они и в Африке танцы.
С какого типа информацией работает человек в этот момент? Предполагаю, это будет образная информация + работа с телесной информацией. Опять образная информация? Конечно, ведь у Нади к ней талант.
Какие умения и навыки для этого требуются? Умение запоминать движения тренера и улавливать малейшие нюансы. Может ли это делать человек, у которого талант к обработке визуальной информации? Вполне. Вдобавок требуется пластика, которую можно развить, а так же упорные тренировки.
Какими способностями нужно обладать, чтобы эти действия легко давались? Способность быстро схватывать движущуюся визуальную информацию. Та же способность нужна режиссёру.
Группируем.
В принципе, если разобраться, тут уже и так всё сгруппировано. Но есть ещё один неочевидный нюанс, который был упущен. Надя хотела открыть свой бизнес, а это организаторские качества. Режиссёру они тоже нужны. Думаете это просто совпадение? Кто его знает… Чтобы знать точно, понадобится задавать дополнительные вопросы. Но для нашего примера допустим, что такие качества у неё есть.
Итак, какие врождённые таланты мы нашли?
- Врождённая способность работать с визуальной информацией. В том числе и с визуальной информацией в движении. Придумывать и компоновать картинки (одежда, фотографирование), обрабатывать картинки (фотошоп), работать с видео (режиссёр). Это та самая большая и заметная конфетка, о которой я говорил вначале.
- Организаторские способности. Организация бизнеса, организация людей на съёмочной площадке.
- Способности к исследованиям и новым открытиям. Нужны они модельеру? А режиссёру? А танцору? А фотографу?
Сможем ли мы теперь найти взаимосвязь между этими тремя группами? Наверное, сможем. Эти три группы очень хорошо дополняют друг друга в самых разных отраслях. Тут можно и дизайнером одежды быть, впоследствии открыв своё производство. И режиссёром можно быть, при этом, не отменяя дизайн одежды. Вариантов масса.
Осталось только их скомпоновать в самые разные профессии, затем представить себе каждую и по ощущениям понять, какая из них наиболее приятна. То есть, мы берём все обнаруженные таланты и ищем профессию, в которой можно применить либо все, либо большинство из них. То есть, берём наши конфеты и обматываем одной обёрткой. Для поиска профессий так же можно отталкиваться от мечтаний из нашего списка. Можно брать те, которых нет в списке.
Как говорится, охапка дров и плов готов! Надеюсь, эта информация поможет вам с нахождением своего места в жизни. Так что, ищите, пробуйте, проходите самотестирование (или обращайтесь ко мне) и у вас всё получится.
С вами был Иван Пирог (яблочный). До новых встреч!
Комментариев нет:
Отправить комментарий